Русский Берлин. Продолжение
Мы продолжаем наш фестиваль. И в ближайшее время нас ждет еще 4 события, связанные с музыкой и кино. Период существования социокультурного явления, получившего название «Русский Берлин», пришёлся на эпоху стремительного роста и формирования кинематографа как искусства. Кино осваивало новые формы, стремилось к экспериментам, боролось за зрителя. И не могло пройти мимо массового приезда русской интеллигенции в Берлин. Всё русское очень быстро стало очень модным, и немецкие режиссёры и продюсеры сразу же обратились к русской театральной диаспоре, которая была представлена в Европе ярчайшими личностями. В это время в Европе жили Иван Можжухин, Ольга и Михаил Чеховы, Пола Негри, Владимир Стрижевский, Владимир Гейдаров и многие другие знаменитый актёры из России. В это же время на двухгодичные (!!!) гастроли уехал в Европу МХАТ во главе с самим Станиславским.
Естественно, такой массированный десант российского театра оказал огромное влияние на всю европейскую киноиндустрию, и рассказ о Русском Берлине без кинематографической составляющей был бы неполным.
Первоначальная идея о серии показов в формате «Немое кино, живая музыка» с участием немецких музыкантов в нынешней обстановке оказалась нереализуемой, поэтому нам пришлось записать все коллективы и смонтировать фильмы с новыми саундтреками. Благодаря этому к немецким музыкантам смогли присоединиться и российские. По сути, у нас получились новые аудиовизуальные произведения. Перед каждым фильмом состоится лекция Павла Милославского об истории русских актеров (и не только) в немецком кинематографе 1920-х.
Программа показов:
22 января, 15:00. Арсенал
Фильм «Горная Кошка» (1921 г.), режиссёр Эрнст Любич, в главной роли Пола Негри.
Один из ранних фильмов Эрнста Любича, едва не утерянный навсегда. Легкомысленная комедия про капитана, которого сослали на пограничную заставу в горах, где он познакомился с прекрасной дочкой главаря окопавшихся в горах бандитов.
Саундтрек: Елизавета Бирюкова (флейты), Клаудиа Будер (аккордеон), Кристина Майснер (виолончель), Маттиас Хирт (синтезатор, фортепиано)
25 января, 18:30. Парк науки ННГУ «Лобачевский LAB»
Лекция музыковеда Ксении Ануфриевой «История и современность музыки русского Берлина»
От балалаек и Рахманинова до терменвокса и сериалов
Если вы смотрели сериал «Вавилон Берлин» Тома Тыквера на Netflix, то эта лекция для вас. Если нет – тем более! Сто лет назад Берлин называли второй столицей России, а выходцы из наших краёв составляли десятую часть населения города. Это была уникальная культурная ситуация, в которой музыка играла немалую роль. Разные стили, направления – всё это сложилось в очень хитрый и пёстрый пазл. Его части – это кабаре «Синяя птица» и Рахманинов, немецкие песни на стихи Маяковского, Пьеро Вертинского и Шёнберга, поющий «Интернационал» Есенин. И конечно – немецкий фокстрот «In Nischni Novgorod»! С героями этой невероятной заварухи между двух мировых войн судьба обошлась очень по-разному. Поэтому всё это так вдохновляет авторов книг, фильмов и сериалов. Давайте слушать и разбираться, почему так получилось, чем это всё закончилось и жива ли музыка русского Берлина сейчас.
Ксения Ануфриева, музыковед, кандидат искусствоведения, куратор музыкальных проектов. Арт-директор фестиваля современной академической музыки Opus-52 (2021). Работает в Волго-Вятском филиале Пушкинского музея (Арсенал). Преподаёт в Нижегородском музыкальном училище им. М.А. Балакирева. Сфера научных интересов: современная опера.
29 января, 15:00. Арсенал
Фильм «Замок Фогелёд» (1921 г.), режиссер Фридрих Мурнау, в роли баронессы Сафферстэт Ольга Чехова.
Немой немецкий детектив об убийстве и несправедливом обвинении. Один из первых фильмов гения экспрессионизма Фридриха Вильгельма Мурнау, а также первый в карьере Ольги Чеховой.
Саундтрек: Сергей Летов (саксофон, электронные духовые), Влад Быстров (саксофон)
5 февраля, 15:00. Арсенал
Фильм «Раскольников» (1923 г.), режиссёр Роберт Вине (Кабинет доктора Калигари), в главных ролях артисты МХАТ.
Фильм по мотивам романа Федора Достоевского, снятый в стиле немецкого киноэкспрессионизма. Искусство экспрессионистов — это в первую очередь искусство экспрессивного жеста. Но что может быть экспрессивнее, чем взмах топора «раба божьего» Родиона Раскольникова?
Саундтрек: Кларнет-трио под управлением Гебхарда Ульманна, Алексей Круглов (саксофон)
Стоимость билетов в Арсенал 300 р., льготный 150 р.
Вход на лекцию в Парк науки по регистрации
Подробности на сайте www.recordnn.com
Справки +7 831 291 08 47
Возрастное ограничение 16+
Фестиваль «Русский Берлин»
В рамках фестиваля «Русский Берлин» состоятся лекции и концерты, рассказывающие о расцвете русской культурной жизни в Берлине 1920-х. Почему именно Германия и именно Берлин стали центром притяжения русской культуры, а не Франция, Турция или Италия? Почему можно говорить о культурном феномене под названием «Русский Берлин»? Что предшествовало возникновению устойчивых культурных и музыкальных связей между Германией и Россией? В мировой истории нет других примеров, когда диаспора за рубежами своей Родины объединялась не только по национальному, но и по интеллектуальному признаку.
Обращаясь к теме «русского Берлина», мы пытаемся разгадать его загадки. Берлину суждено было сыграть важнейшую роль в укреплении русского национального самосознания, сохранении культурных ценностей и возрождении после революции и гражданской войны традиций начала ХХ в. В истории русской эмиграции именно Берлин сыграл объединяющую роль. Тысячи русских представители «первой волны» эмиграции – литераторы, художники, оказавшиеся за границей, формировали в Берлине особую общность, «остров» русской цивилизации в центре Европы.
Феномен культурной среды «Русского Берлина», с присущими ей чертами, характерными для интеллектуальной жизни дореволюционной России, явился одним из главных условий для сохранения за рубежом национального богатства русской культуры.