Русский Берлин. Продолжение

Лекция_1080-1080

Русский Берлин. Продолжение

Мы продолжаем наш фестиваль. И в ближайшее время нас ждет еще 4 события, связанные с музыкой и кино. Период существования социокультурного явления, получившего название «Русский Берлин», пришёлся на эпоху стремительного роста и формирования кинематографа как искусства. Кино осваивало новые формы, стремилось к экспериментам, боролось за зрителя. И не могло пройти мимо массового приезда русской интеллигенции в Берлин. Всё русское очень быстро стало очень модным, и немецкие режиссёры и продюсеры сразу же обратились к русской театральной диаспоре, которая была представлена в Европе ярчайшими личностями. В это время в Европе жили Иван Можжухин, Ольга и Михаил Чеховы, Пола Негри, Владимир Стрижевский, Владимир Гейдаров и многие другие знаменитый актёры из России. В это же время на двухгодичные (!!!) гастроли уехал в Европу МХАТ во главе с самим Станиславским.

Естественно, такой массированный десант российского театра оказал огромное влияние на всю европейскую киноиндустрию, и рассказ о Русском Берлине без кинематографической составляющей был бы неполным.

Первоначальная идея о серии показов в формате «Немое кино, живая музыка» с участием немецких музыкантов в нынешней обстановке оказалась нереализуемой, поэтому нам пришлось записать все коллективы и смонтировать фильмы с новыми саундтреками. Благодаря этому к немецким музыкантам смогли присоединиться и российские. По сути, у нас получились новые аудиовизуальные произведения. Перед каждым фильмом состоится лекция Павла Милославского об истории русских актеров (и не только) в немецком кинематографе 1920-х. 

Программа показов:

22 января, 15:00. Арсенал

Фильм «Горная Кошка» (1921 г.), режиссёр Эрнст Любич, в главной роли Пола Негри.

Один из ранних фильмов Эрнста Любича, едва не утерянный навсегда. Легкомысленная комедия про капитана, которого сослали на пограничную заставу в горах, где он познакомился с прекрасной дочкой главаря окопавшихся в горах бандитов.

Саундтрек: Елизавета Бирюкова (флейты), Клаудиа Будер (аккордеон), Кристина Майснер (виолончель), Маттиас Хирт (синтезатор, фортепиано) 

25 января, 18:30. Парк науки ННГУ «Лобачевский LAB»

Лекция музыковеда Ксении Ануфриевой «История и современность музыки русского Берлина»

От балалаек и Рахманинова до терменвокса и сериалов

Если вы смотрели сериал «Вавилон Берлин» Тома Тыквера на Netflix, то эта лекция для вас. Если нет – тем более! Сто лет назад Берлин называли второй столицей России, а выходцы из наших краёв составляли десятую часть населения города. Это была уникальная культурная ситуация, в которой музыка играла немалую роль. Разные стили, направления – всё это сложилось в очень хитрый и пёстрый пазл. Его части – это кабаре «Синяя птица» и Рахманинов, немецкие песни на стихи Маяковского, Пьеро Вертинского и Шёнберга, поющий «Интернационал» Есенин. И конечно – немецкий фокстрот «In Nischni Novgorod»! С героями этой невероятной заварухи между двух мировых войн судьба обошлась очень по-разному. Поэтому всё это так вдохновляет авторов книг, фильмов и сериалов. Давайте слушать и разбираться, почему так получилось, чем это всё закончилось и жива ли музыка русского Берлина сейчас.

Ксения Ануфриева, музыковед, кандидат искусствоведения, куратор музыкальных проектов. Арт-директор фестиваля современной академической музыки Opus-52 (2021). Работает в Волго-Вятском филиале Пушкинского музея (Арсенал). Преподаёт в Нижегородском музыкальном училище им. М.А. Балакирева. Сфера научных интересов: современная опера.

29 января, 15:00. Арсенал

Фильм «Замок Фогелёд» (1921 г.), режиссер Фридрих Мурнау, в роли баронессы Сафферстэт Ольга Чехова.

Немой немецкий детектив об убийстве и несправедливом обвинении. Один из первых фильмов гения экспрессионизма Фридриха Вильгельма Мурнау, а также первый в карьере Ольги Чеховой.

Саундтрек: Сергей Летов (саксофон, электронные духовые), Влад Быстров (саксофон)

5 февраля, 15:00. Арсенал

Фильм «Раскольников» (1923 г.), режиссёр Роберт Вине (Кабинет доктора Калигари), в главных ролях артисты МХАТ.

Фильм по мотивам романа Федора Достоевского, снятый в стиле немецкого киноэкспрессионизма. Искусство экспрессионистов — это в первую очередь искусство экспрессивного жеста. Но что может быть экспрессивнее, чем взмах топора «раба божьего» Родиона Раскольникова?

Саундтрек: Кларнет-трио под управлением Гебхарда Ульманна, Алексей Круглов (саксофон)

Стоимость билетов в Арсенал 300 р., льготный 150 р.

Вход на лекцию в Парк науки по регистрации

Подробности на сайте www.recordnn.com

Справки +7 831 291 08 47

Возрастное ограничение 16+ 

Фестиваль «Русский Берлин»

В рамках фестиваля «Русский Берлин» состоятся лекции и концерты, рассказывающие о расцвете русской культурной жизни в Берлине 1920-х. Почему именно Германия и именно Берлин стали центром притяжения русской культуры, а не Франция, Турция или Италия? Почему можно говорить о культурном феномене под названием «Русский Берлин»? Что предшествовало возникновению устойчивых культурных и музыкальных связей между Германией и Россией? В мировой истории нет других примеров, когда диаспора за рубежами своей Родины объединялась не только по национальному, но и по интеллектуальному признаку.

Обращаясь к теме «русского Берлина», мы пытаемся разгадать его загадки. Берлину суждено было сыграть важнейшую роль в укреплении русского национального самосознания, сохранении культурных ценностей и возрождении после революции и гражданской войны традиций начала ХХ в.  В истории русской эмиграции именно Берлин сыграл объединяющую роль. Тысячи русских представители «первой волны» эмиграции – литераторы, художники, оказавшиеся за границей, формировали в Берлине особую общность, «остров» русской цивилизации в центре Европы.

Феномен культурной среды «Русского Берлина», с присущими ей чертами, характерными для интеллектуальной жизни дореволюционной России, явился одним из главных условий для сохранения за рубежом национального богатства русской культуры.